Реклама
статьи

Белый камень в архитектуре

melИз известняковых блоков построены Египетские пирамиды. Известняк широко использовался при строительстве знаменитых замков Франции, Англии, Германии, и других стран Европы. Его можно найти практически во всех старых постройках Лондона и Парижа, например, Собор Парижской Богоматери,. Применение известняка крайне разнообразно. Это блоки фундаментов и стен, своды перекрытий, а также элементы декора фасадов — наличники, порталы дверей, карнизы, колоны и пилястры, желоба водосливов, ступени, плиты полов и т.д. Он также широко использовался для декоративных резных фасадных плит и скульптуры.
Наиболее выдающиеся архитектурные сооружения Средневековой Руси и дореволюционной России выполнены с использованием известняка. Первенцами Белокаменной архитектуры Древней Руси были, возведенные Юрием Долгоруким, храмы в селе Кидекше и городе Переславле-Залесском почти одновременно в 1152-1157 годах. Белокаменное строительство было продолжено сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Этот исключительно энергичный русский князь собрал, как пишется в летописи, “ото всех земель” мастеров каменных дел. Во Владимир приехали из отдаленных мест мастера-каменотесы и резчики. Андреем Боголюбским были построены главный собор Владимира – Успенский, дворец в его загородной резиденции Боголюбове и шедевр русской архитектуры церковь Покрова на Нерли.
Дмитриевский Собор во Владимире построенный в 1194-1197 годах из блоков белого известняка, поражает изысканностью своих форм и богатством белокаменного резного декора. И самым загадочным сооружением Древнерусской архитектуры являются последней из соборов построенных в домонгольскую эпоху – Георгиевский собор в городе Юрьев-Польской во Владимирской области. Возведенной в 1230-1234 годах внуком Юрия Долгорукого Всеволодом Андреевичем Храм был покрыт снизу до верху фантастической белокаменной резьбой. Настенные барельефы представляли собой удивительную смесь образцов языческой Руси, восточных ковровых мотивов и сюжетов из Библии. Простояв до 1471 года (237 лет), собор внезапно обрушился. Для его восстановления Иван III послал в Юрьев известного зодчего Василия Ермолина, который восстановил храм. Из-за сжатых сроков проведения работ (одновременно Ермолин много строил в Московском кремле). Храм был восстановлен в других формах и с изменением композиционного рисунка резных рельефов. Однако, и в таком виде храм поражает воображение и является архитектурным сокровищем Росси. В 2003 году Георгиевский собор Юрьева-Польского включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В дальнейшем белый камень широко применялся при строительстве жилых, культовых и общественных зданий Московской Руси. Это Белокаменный кремль Дмитрия Донского (1360 год, для кладки стен и башен было израсходовано 14370 м(3) камня, Грановитая Палата (1487-1491гг) в Кремле и Успенский Собор – главный собор Кремля (1479г). В те времена в Москве начал широко использоваться кирпич, однако, фундаменты сооружений и цокольные части стен выполняли из белого камня.
Очень широко белокаменные детали использовались для украшения зданий. Так например, известнейший Московский Храм – Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году из кирпича, украшена белокаменным узорочьем. Традиция использования белого камня продолжалась до начала ХХ века, когда практически во всех храмах, дворцах и дворянских усадьбах независимо от их стиля (барокко, русский классицизм, ампир, модерн) использовались белокаменные детали. Красно-кирпичные постройки, украшенные деталями из белого известняка, особенно выразительны, т.к. контраст красного кирпича и белого камня создает гармонию строгости и нарядности.
К сожалению ХХ век не оставил на территории Европейской Росси достойных сооружений из белого камня. Он ограниченно применялся в фундаментах, стенах и безликой отделке. Архитекторы были увлечены металлом, бетоном, стеклом.
В конце ХХ века в Росси началось индивидуальное массовое строительство. Его первые опыты хорошо узнаваемы, т.к. являют собой простейшие в архитектурном смысле сооружения из красного и (или) силикатного кирпича. Однако сейчас вкус к красивым постройкам возвращается. На фасадах новых зданий можно видеть различные облицовочные материалы – так называемый сайдинг, керамические и керамогранитные плитки, различную штукатурку, облицовки из искусственного камня и натуральных гранита, мрамора и другое.
Не обсуждая их эстетической ценности, можно утверждать, что очень часто эти материалы не являются оптимальными с экономической или физико-технической точки зрения. Так климат Европейской Росси не позволяет говорить о долговечности штукатурок и клеев для плиток. А достойных заменителей белого камня для элементов декора фасадов (наличников, капителей, карнизов, поясков и т.д.) практически нет.

Комментарии запрещены.